Русские мозги в США

Русские мозги в Америке (улучшенный вариант статьи Нитобург Э. «Вклад русской иммиграции в науку, технику, культуру США»)

 

 Сегодня речь пойдёт о наследии наших русских соплеменников, покинувших Россию, захваченную большевиками. Но не о десятков российских топонимов – названий населенных пунктов и рек, нанесенных на карту Соединенных Штатов Америки (только Москвой в 1990 г. в США называлось 16 населенных пунктов) и не о самом большом сиднейском мосту Харбор-Бридж (Harbour Bridge; буквально «Мост через Сиднейскую гавань»), одном из самых больших стальных арочных мостов в мире.(1) Я хочу почтить имена людей некогда великой нации.

1. Достроен русским инженером Моисеевым. Мост был открыт 19 марта 1932 года и является одной из главных достопримечательностей Сиднея. Из-за своей примечательной формы мост получил у сиднейцев шуточное название «Вешалка».

 В конце XIX — начале XX века на целинные земли Северной Америки и Канады переселились крестьяне из России. В основном это были сектанты-политэмигранты — штундисты, молокане, духоборы и немцы-меннониты, жаждавшие хилиастической революции против Царя-антихриста и не желавшие служить в Императорской Армии. Живое участие в этом деле принимало социал-демократическое подполье. Резолюция второго лондонского съезда РСДРП (1903 г.) гласила:

 

«Принимая во внимание, что сектантское движение в России является во многих его проявлениях одним из демократических течений в России, II съезд обращает внимание всех членов партии на работу среди сектантства в целях привлечения его к социал-демократии. В виде опыта съезд разрешает тов. В. Бонч-Бруевичу издавать, под контролем редакции ЦО, популярную газетку «Среди сектантов» и поручает ЦК и редакции ЦО принять необходимые меры к осуществлению этого издания и его успеху и к определению всех условий его правильного функционирования».

 

 Царский генерал-лейтенант Михаил Бонч-Бруевич, брат упомянутого большевика Владимира Бонч-Бруевича, имевшего псевдоним «старообрядец Семён гвоздь», был создателем не только Красной Армии, но и Всероссийской тайной полиции, более известной как ЧК. Владимиру Ленин поручил создать «мощный аппарат управления делами Совета Народных Комиссаров». (В. Д. Бонч-Бруевич «Воспоминания о Ленине», с. 131, 132, 151,496)

 Современный историк-сталинец Александр Пыжиков, заметил, что в 1830 году среди «вредных религиозных общностей власти ещё не называли староверие, упоминая лишь духоборцев, молокан, иудействующих, иконоборцев». ( Пыжиков А. В. «Грани русского раскола. Заметки о нашей истории от XVII века до 1917 года» М, «Древлехранилище», 2013 г., с.26)

 Переселенцы вывезли из Российской Империи не только давний навык трудиться в «патриархальных» коммунах под управлением династий вождей, но также семена многих культур, которые прекрасно прижились к местным почвам и климатическим условиям. В Канзасе, Северной и Южной Дакоте и в других государствах-штатах Среднего Запада можно обнаружить разновидности пшеницы, известные как «пять безбородых» — «арнаутовка», «крымчанка», «кубанка», «малаховка», «харьковянка» — а также «красновка». Эти сорта были особенно популярны и широко использовались хлеборобами в XX веке.

 Овёс быстро обосновался в Айове, Иллинойсе, Канзасе, Небраске, южном Висконсине. Рожь — в Мичигане и многих других государствах. На Северо-Западе фаворитом стал подсолнечник. В настоящее время в прериях Среднего Запада все еще культивируется, привезенные с берегов Волги и Кубани разновидности российского проса и клевера, люцерны, гречихи, арбузов и дынь, яблок, вишни. К началу Второй мировой войны, как сообщает И.К. Окунцов в работе «Российская эмиграция в Северной и Южной Америке», все эти культуры постепенно стали «американскими» и перестали быть русскими». (Okuntsov I.K. «Russian emigration in North and South America» Buenos Ayres, 1967, pp. 195-197)

 Среди самой первой волны дореволюционных русских иммигрантов, которые поселились в США, были инженеры и другие специалисты с высшим образованием, даже ученые. В 70-е годы XIX века у Томаса А. Эдисона работал русский инженер-электрик из знатной дворянской семьи родственной с Романовыми, революционер-народник Александр Николаевич Ладыгин (1847-1923), один из изобретателей лампы накаливания. После Февральской революции старый либерал эмигрировал в США, приглашение вернуться в РСФСР для участия в разработке плана ГОЭЛРО не принял.

 В 1880-х годах начинал за океаном свою карьеру строителя железной дороги и основателя города Санкт-Петербург во Флориде будущий бизнесмен и сенатор штата Калифорния Пётр Алексеевич Дементьев (1850-1919). Знаменитый российский энтомолог Александр Иванович Петрункевич (1875-1964), автор «Морфологии видов беспозвоночных» (1916 г.), был приглашен в Йельский университет в 1910 году, где работал в течение 34 лет до выхода на пенсию в 1944 году. (Borodin N.A. «Ideals and reality» Berlin; Paris, 1930, p. 80; Okuntsov I.K. «Russian emigration…», pp. 370-382)

 В 1918 г. А.И. Петрункевич издал «The Russian revolution». Он отрицательно относился к большевизму и в 1920-х годах выступал против дипломатического признания СССР. ( «Незабытые могилы : российское зарубежье : некрологи 1917—1997 : в 6 т. / Российская гос. б-ка. Отд. лит. рус. зарубежья ; сост. В. Н. Чуваков ; под ред. Е. В. Макаревич. — М. : Пашков дом, 2004. — Т. 5 : Н—П., с. 437—438)

 После февральского и октябрьского переворота 1917 года, как известно, тысячи высокообразованных людей покинули Россию. Это были специалисты практически во всех областях естественных, технических и гуманитарных знаний. Только инженеров было около трёх тысяч. Кроме того, для многих, особенно для тех, кто уже получил определенное признание за свою работу в сфере технологий, желание поселиться в США было характерно с самого начала. (Borisov V.P. «Russian scientific emigration of the first wave // Russian scientists and engineers in emigration» M., 1993, p.11; Kozlov B.K. «The creative heritage of Russian scientists and engineers in the context of national and world culture // Cultural heritage of Russian emigration, 1917-1940» M., 1994, Bk. 1. p. 416.]

 Не случайно в 1939 году русский учёный в области механики и теплотехники, генерал и профессор Георгий Николаевич Пио-Ульский (1864-1936) заявил, что после 1917 года многие из тех русских, кому удалось «просочиться» в США, «заняли видное место в науке и промышленности». (Pio-Ulsky G.N. «Russian emigration and its importance in the cultural life of other nations» Belgrade, 1939, p. 43)

 Термин «просочиться» употреблён отнюдь не для красоты речи. Как писал убиенный 19 мая 1991 г. русский учёный и публицист Анатолий Кузьмич Цикунов, «в начале 20-х годов ХХ века, то есть после переворота в 1917-1921 годах в России (как стало известно, совершённого по заданию интермафии), были введены во всех странах «свободного» мира жесткие законы об иммиграции с Востока./…/Закон США от 26 мая 1924 года: запрещается въезд в Америку пауперам, бродягам, наркоманам, проституткам, психбольным, преступникам и местным жителям запретных зон (неконвертируемых) Восточной Европы и Азии».

 Отец Пио-Ульского преподавал в России математику и космологию. Его сын, изобретатель и рационализатор, стал инициатором внедрения турбин в Императорском морском флоте России; оборудовал первую в России лабораторию для испытания паровых машин, создал «пневмограф» для записи дыхания водолазов, изобрёл глушители для первых аэропланов. Автор научных работ, посвящённых проблемам проектирования судовых машин и механизмов, а также вопросам теории и расчёта паровых турбин.

 Профессор Технического училища Морского ведомства, Императорского Института инженеров путей сообщения императора Александра I и Санкт-Петербургского политехнического института имени Петра Великого, генерал-лейтенант корпуса инженеров-механиков флота. В эмиграции — профессор кафедры термодинамики, кинематики машин и паровых машин технического факультета Белградского университета, организатор создания Русского научного института в Белграде.

 При том, что англосаксонские и иудейские банкиры оказывали значительную поддержку Сталину в организации военной промышленности, флот такого научно-технического уровня, какой был построен при Николае 2 после 1905 года так и не был создан. Что касается пионеров космонавтики, то тут обычно забывают имя «отца космонавтики» Юрия Васильевича Кондратюка, он же Александр Игнатьевич Шаргей (1897-1942), отец которого был евреем-католиком, а мать из древнего шведской аристократии Шлиппенбах. Американский авиакосмический инженер NASA Джон Хулболт, руководитель космической программы «Аpollo», считает, что «украинец» Кондратюк-Шаргей не погиб на войне, или концлагере Пенемюнде, но умер в 1952 г. в США.

 Среди десятков и сотен примеров русского и шире российского интеллекта в западной науке уроженец Санкт-Петербурга инженер-электрик изобретатель Владимир Мкртычевич (Никитич) Карапетов (1876-1948), который начал учиться в Петербургском государственном университете путей сообщения, во время учебы преподавал электротехнику и гидравлику в трех школах Санкт-Петербурга. В 1899 году перешёл в Дармштадтский технический университет, где продолжил изучение энергетических систем; в 1903 году эмигрировал в Соединенные Штаты, стал профессором нескольких университетов и ​​консультантом Военно-морской академии. В 1928 году Институт Франклина наградил его медалью Эллиотта Крессона. Помимо этого Карапетова награждали медалями другие научные общества, он стал автором многих книг в области электротехники.

 Электроинженер Алекса́ндр Матве́евич Понято́в ( 1892- 1980 ), способствовал развитию электроники в Соединенных Штатах и ​​ в 1956 г. создал крупную фирму «Ampex» с 12 тысячами рабочих, которая выпустила первый коммерческий видеомагнитофон. А.М. Понятов внедрил ряд инноваций в области телерадиовещания. Во время Гражданской войны в 1918—1920 годах А. М. Понятов служил в Белой армии, после поражения которой эмигрировал в Китай, где до 1927 года работал в электроэнергетической компании в Шанхае. После этого он некоторое время прожил во Франции, после чего переехал в США.

 Основным конкурентом Ampex в разработке устройств видеозаписи первое время была компания Давида Сарнова (1891—1971) RCA, производившая телевизионные камеры. Здесь работал знаменитый Зворыкин. Свой первый коммерческий видеозаписывающий аппарат (TRT-1A) компания RCA выпустила на год позже (в 1957 году) и назвала «Television Tape Recorder», так как слово «videotape» (рус. видеолента, видеоплёнка) было зарегистрировано Ampex как торговый знак.

 Летом 1959 года на сенсационной американской выставке в Сокольниках демонстрировался видеомагнитофон VRX-1000. На ней первому секретарю ЦК КПСС Н. С. Хрущёву подарили видеоленту Ampex с записью его встречи с вице-президентом США Р. М. Никсоном. Видеозапись была направлена во Всесоюзный научно-исследовательский институт звукозаписи (ВНАИЗ, ныне — ВНИИТР), но воспроизвести её было не на чем. (Самохин В. П. «Александр Понятов и его Ampex» Архивная копия от 16 октября 2012 на Wayback Machine // Звукорежиссёр, 2008 г., № 4, с. 75-79)

 Инженер-строитель Григорий Порфирьевич Чеботарёв ( 1899 -1985), сын офицера-артиллериста, донского казака Порфирия Григорьевича Чеботарёва и Валентины Ивановны Дубягской. В 1910—1912 годах учился в Царскосельской гимназии. В середине 1911—1912 года был принят в Императорское училище правоведения. В 1916 году после окончания общих классов Училища Правоведения поступил в Михайловское артиллерийское училище. После окончания ускоренного курса обучения был произведен в прапорщики и был причислен к лейб-гвардии Донской казачьей батарее (в этой батарее служил его отец П. Г. Чеботарёв). Когда в столице начался террор революционеров Благодаря хлопотам отца, находившегося на Дону, через посредство украинских властей гетмана Скоропадского, семья Чеботарёвых получила место в одном из «гетманских поездов» уходивших из Петрограда в Киев, а затем приехала на Дон, где в это время установилась власть хорошо знавшего Чеботарёвых атамана Петра Краснова.

 После поражения Русской Армии был эвакуирован из Новороссийска с Донским кадетским корпусом на пароходе «Саратов» в Египет. Кадетский корпус был размещен британцами в лагере неподалеку от Исмаилии. Получив небольшую стипендию от Томаса Виттемора, поступил в Высшую техническую школу в Берлине и в 1925 получил диплом инженера. В 1936 году Чеботарёв принял участие в первом международном конгрессе по механике грунтов, проходившем в США и был приглашен на работу в Принстонский университет. В 1937 году переехал в США, где преподавал строительную инженерию в Принстонском университете. Был там ассистентом, младшим, а затем полным профессором в общей сложности 27 лет.

 Уроженец Петербурга Платон Александрович Малозёмов (1909 — 1997) — горный инженер, который стал вице-президентом, председателем правления, а затем президентом фирмы ««Newmont Mining Corporation», получил членство в Палате славы горной промышленности США. Малозёмов был главным исполнительным директором компании 32 года и за этот периода она превратилась в крупную корпорацию, капитализация которой составляла 2,3 миллиарда долларов (на 1986 год, когда Малозёмов вышел на пенсию). Сейчас Newmont Mining Corporation считается одним из крупнейших золотодобывающих предприятий в мире.

 Инженер-кораблестроитель Влади́мир Ива́нович Юрке́вич ( 1885- 1964) — Известен прежде всего как конструктор лайнера «Нормандия», одного из крупнейших кораблей XX века. В 1903 году поступил на кораблестроительное отделение Санкт-Петербургского политехнического института. Окончил его в 1909 году, продолжил обучение на последнем курсе Кронштадтского морского инженерного училища военного флота и через год, получив диплом корабельного инженера, был произведен в подпоручики. Работал в Кронштадтском порту в должности корабельного инженера, затем в конструкторском бюро Балтийского завода. Участвовал в разработке проектов линкоров типа «Севастополь» и линейных крейсеров типа «Измаил». Был строителем подводных лодок «Форель» и «Ерш». В годы Первой мировой войны в чине штабс-капитана работал в отделе кораблестроения морского Генерального штаба, был одним из авторов нескольких проектов строительства российских супердредноутов.

 Активно содействовал организации в Петербурге в 1915 году Союза морских инженеров, став впоследствии его секретарем. Труд Юркевича был отмечен орденами Св. Станислава 1-й степени и Св. Анны 3-й степени. В 1918 году был назначен помощником руководителя отделения Балтийского завода в Николаеве. В 1920 году Юркевич покинул Россию, будучи эвакуированным из Николаева на недостроенном танкере «Баку» по маршруту Николаев — Одесса — Константинополь. В Турции работал в авторемонтной мастерской, организованной группой русских эмигрантов. (Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века.. — Москва: Международные отношения, 2001. — 696 с.)

 В Париже Юркевич основал собственное проектировочное бюро, разрабатывал корпуса морских судов. В 1937 году переехал в США. В 1941 году получил американское гражданство. Работал техническим консультантом Управления морского флота США (с 1940). Преподавал в Мичиганском университете и в Массачусетском технологическом институте. Возглавлял Союз русских морских инженеров в эмиграции.

 После смерти Юркевича Колумбийский университет обратился к вдове покойного с просьбой передать ему архив выдающегося кораблестроителя. Но в соответствии с желанием самого Юркевича его жена Ольга Всеволодовна Крестовская-Юркевич в 1965 году передала богатое собрание документов в Центральный государственный архив народного хозяйства СССР в Москве. Исследователи полагают, что на это решение Владимира Ивановича во многом повлияла гибель «Нормандии», которую он простить не смог.

 Инженеры кораблестроитель, коллежский советник Николай Иванович Дмитриев (1880 — …) В 1909 г., будучи 34 лет от роду в соавторстве с Колпычевым В.В. издал книгу «Судостроительные заводы и судостроение в России и за границей». Морским министерством Империи часть тиража книги была приобретена и разослана судостроительным заводам страны. В 1915 г. он возглавил трест «Наваль – Руссуд» («Наваль» — сейчас ЧСЗ), образовавшийся в результате слияния двух судостроительных заводов. Под его руководством строились линейные корабли типа «Императрица Мария», легкие крейсера типа «Адмирал Нахимов», эскадренные миноносцы типов «Беспокойный», «Счастливый» и «Фидониси», уникальный плавучий док грузоподъемностью 30 000 т для линейных кораблей. При нём завод «Руссуд» построил 4 крупных подводных лодки типа «Барс», собирались подводные лодки типа «Американский Голланд»; построены 50 самоходных десантных барж и десантные суда типа «Эльпидифор». Строительство десантных барж примечательно тем, что для их сборки была применена поточная технология, что было впервые в практике отечественного судостроения. После Октябрьской революции Дмитриев Н.И. эмигрировал во Францию. В 1920 участвовал в Париже в работе Российского торгово-промышленного и финансового союза. Некоторое время Дмитриев работал директором небольшого завода по изготовлению радиаторов парового и водяного отопления. Во второй половине 1920-х занял должность помощника директора верфи «Шантье наваль Франс» (Chantiers Navals Francais) в г. Кане (Caen), на котором по заказу Советского правительства и под наблюдением А. Н. Крылова в 1928-1929 гг. были построены два самых больших в то время нефтеналивных танкера «Советская нефть» и «Нефтесиндикат СССР».

 Это понятно ведь западные хозяева Ленина, Сталина и других вождей СССР-СНГ-РФ превратили некогда Великую Империю в агрессивную сырьевую колонию.

 В 1995 ом году в Лос-Анжелесе умер Игорь Александрович Автомонов, эмигрант, который в США устроился на должность инж. — конструктора в фирму «North American Aviation», ныне известную как «Rockwell International». Создатель электромеханич. систем управления для боевых и экспериментальных самолетов F-100, F-107, Х-15 и космич. челнока «Shuttle». Принимал живое участие в русской общественной жизни. Был членом Общекад. объединения, основателем и в течение многих лет председателем Лос-Анджелесского отдела КРА, действительный член Об-ва рус. инж. в США и РАГ. Основал корпорацию «Наш храм», которая перестроила в русском стиле храм Покрова Божией Матери в Лос-Анджелесе. Занимался лит.-историч. творчеством. Автор историч. поэм в сти­хах: «Рогнеда» (1970), «Владимир Мономах» и «Гита Гарольдовна», сб. стихов «Гроза» и «По дорогам». ( Сперанский Г. Памяти И.А. Автономова // Кад. перекличка (Нью-Йорк). Июль 1995. № 57. С. 153-154; Тизенгаузен Д., Сергиевский А. Игорь Александрович Автомонов // Там же. Июль 1995. № 57. С. 154-156; Александров Е. Игорь Александрович Автамонов// РА. 1997. № 21. С. 251-252 (with English summary).

 Инженер Ростислав Аркадьевич Небольсин (1900-1990) в Новом Свете стал известным гидравликом, специалистом по очистке воды и бизнесменом. Инженер Михаил Трофимович Зароченцев (1879-1963) стал видным специалистом в области холодильных установок, а инженер-изобретатель Леонид Михайлович Тихвинский (1897-1976) – известным конструктором подводных лодок. ( «Russian in America» New York, 1939, p.43; Russian American. 1995. № 20. pp. 118, 129, 138, 253-254; Pravda, 1989, Nov 3rd ; «Russian culture of XX century at home and abroad: Names, problems, facts» M., 2000, pp. 23-33)

 Окончив военное училище Леонид Михайлович сражался в рядах Русской Императорской армии, участник Первой мировой войны. После Октябрьского переворота 1917 — в Русской Добровольческой армии на Юге России.   В ноябре 1920 г. эвакуировался из Крыма в составе войск барона Врангеля. В 1920-1921 — в Галлиполи. Затем в эмиграции в Чехословакии. ( Е.А. Александров «Русские в Северной Америке. Биографический словарь» Хэмден (США)-Сан-Франциско (США)-Санкт-Петербург (Россия), 2005 г.)

 Окончил механическое отделение Пражского политехнического института (1929) с дипломом инженера-механика. Сразу после окончания института переселился в США. В 1929-1941 работал инженером-конструктором в Питтсбурге в фирме Вестингауза. Во время Второй мировой войны работал в Аннаполисе. Занимался проектированием новых типов подводных лодок и вопросами заправки морских судов горючим в открытом море. С 1946 — профессор механики Вашингтонского университета в Сан-Луисе. Профессор механики Калифорнийского университета в Беркли (1948-1963). В 1952 был представителем США на съезде по вопросам энергии в Женеве. Состоял директором студенческого центра в Гёттингене (Федеративная Республика Германия), отделения Калифорнийского университета (1963-1966). В США часто работал как эксперт в Питтсбурге, в Вашингтонском комитете по аэронавтике и в морском ведомстве. За свои работы получил три награды… 

В истории американской авиа- и авиакосмической промышленности много славных имен, принадлежащих эмигрантам из России. Разумеется, самый из них удачливый, результативный и заслуженный – киевлянин Игорь Иванович Сикорский (1889-1972), который ещё накануне 1-ой Мировой войны, будучи совсем молодым человеком, практически в гараже Государя Императора начал создавать свои экспериментальные шедевры. Создал невиданно больших размеров четырехмоторный самолёт-гигант «Илья Муромец» с экипажем 10 человек и мощным вооружением. Кроме того, самолёт мог нести около 800 кг бомб. Тогда «Илья Муромец» называли первой в мире летающей крепостью. Наша Империя действительно была родиной многомоторных самолетов. Причём писали всегда так: «Создан молодыми инженерами с Русско-балтийского вагонного завода». Возглавлял его Михаилу Владимирович Шидловский, он был президент и генеральный директор. В жизни Сикорского он сыграл очень важную роль.

 Леонардо да Винчи нарисовал первый проект вертолета, потом, в XIX веке начали строить вертолеты. В 2007 г. праздновалось 100 летие первого подъема в воздух вертолета братьев Бреге. Сам Сикорский, еще будучи студентом в Киеве, построил два вертолета в 1909 и 1910 году – выдающееся, кстати, произведение для русской истории. Его второй вертолет был первым в России вертолетом, способным оторваться от земли. Но он в 1910 году понял, что время еще вертолетов не пришло, и ему хватило, что называется, мужества перейти на более перспективные самолеты, где он достиг большого успеха. И он вспомнил свою киевскую молодость и вернулся к своей первой любви, как он говорил.

 В Америке, где Игорь Иванович оказался в 1919 году, он прославил своё имя сначала как самолётостроитель. Стартовые деньги ему дал прославленный русский композитор Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943). Потом были непревзойденные летающие лодки, а затем — как «Главный в Мире Конструктор Геликоптеров», Сикорский положил начало мировому серийному вертолётостроению.

 Уже в 1942 году, впервые в мировой истории, его вертолет S-47 поступил на вооружение американской армии. Мировые рекорды и скорости, и грузоподъемности, сначала в 1934 году, установила его лодка S-42, затем, спустя 20 лет, такие же рекорды установил его вертолет S-56. Его летающие лодки, и его вертолёты без посадки могли пересечь океаны. Об их безопасности, надежности, удобстве управления, универсальных возможностях и комфорте ходили легенды. О них писали как о настоящих шедеврах инженерной мысли. Именно поэтому модель вертолета, получившая номер S-58, стала не только президентской машиной, но и самой массовой — в эксплуатации долгие годы было около полутысячи различных модификаций этой машины.   Компания, созданная Игорем Сикорским, стала одним из гигантов американской индустрии, её вертолёты летают по всему миру, а доходы исчисляются миллиардами долларов.

Все эти годы Игорь Иванович оставался убеждённым монархистом и финансировал издание газеты «Восстановление».

Рука об руку с Игорем Сикорским в его компании «Сикорски Авиэйшн», где работало более ста эмигрантов из России, трудились его друзья-единомышленники: инженеры Михаил и Сергей Глухаревы, Михаил Бьювид, Борис Лабенский, Николай Гладкевич, летчик-испытатель Борис Сергиевский. Различные службы и отделы возглавляли Николай Кедров, Вячеслав Кудрявцев, Николай Соловьев, Георгий Мейер, Владимир Бари, Леонид Лапин. Стали первоклассными специалистами авиастроения такие кадровые военно-морские инженеры, как С.де Боссет, В.Качинский, В.Офенберг. Работа в компании Сикорского была превосходной школой, пройдя которую люди потом находили свою собственную дорогу. Михаил Ваттер, главный конструктор компании «Мартин», разработал для военно-морской авиации США самую большую летающую лодку. Илья Ислямов стал специалистом по ракетной технике. Виктор Утгоф заслужил репутацию как один из наиболее авторитетных специалистов в области тактики авиации береговой охраны. Т.В. Рыльский занимал высокое положение в крупных авиакомпаниях.

 В 1935 г. к Сикорскому из СССР приехал  Андрей Николаевич Туполев (1888-1972) с сотрудниками ЦАГИ для закупки лицензии на производство американской авиационной техники. Тогда же олигархия помогала тов. Сталину создавать десантные войска. Дали Кремлю лицензию на парашют.  Когда возникла необходимость сделать самолет носитель ядерной бомбы, которую тоже дала Сталину еврейская олигархия, тот сказал Туполеву быстро скопировать американский самолет «Б-29», включая дюймовые резьбы, и вообще, не надо вообще ничего менять, вот просто сделай такой же. Что и было сделано с «Ту-4». 

 В 1926 году Георгий Александрович Ботезат (изменивший в Америке свою фамилию на Де Ботезет) основал вертолетную производственную фирму «De Botezet Impeller Company». Большинство ее сотрудников были русскими (в том числе В.А. Иванов, Н.А. Транзе, Н. Соловьев).

 В 1931 г. на Лонг-Айленде (штат Нью-Йорк) возникла созданная тбилисцем Александром Николаевичем Северским-Прокофьевым (1894-1974) фирма «Seversky Aircraft». К моменту Октябрьской революции 1917 года лейтенант Прокофьев-Северский был одним из самых известных лётчиков-асов в России. Являясь авиаконструктором и владельцем фирмы, Северский продолжал сам испытывать и пилотировать самолёты. Например, он был первым среди американцев, пилотировавших новейший (на то время) английский истребитель Supermarine Spitfire.

 В «Seversky Aircraft» Александр Николаевич являлся одновременно президентом, конструктором и лётчиком-испытателем. Главным инженером стал его земляк, талантливый грузинский авиаконструктор Александр Михайлович Картвели (1896-1974). Среди их разработок такие самолёты как SEV-3, P-35, 2PA. Большая часть работников «Seversky Aircraft» также состояла из русских эммигрантов.

 В 1943 г. создал фирму «Chase Aviation Company and Strukoff» (а в 50-х годах «Струкофф эйркафт корпорейшн») Михаил Михайлович Струков (1883-1974), у которого работали его сыновья Али и Михаил Струковы. Наконец, в 1953 г. возникла еще одна русская фирма по производству вертолетов – «Bensen Aircraft Corporation», созданная авиаконструктором (и богословом) Игорем Васильевичем Бенсеном (1918-1993), где работали эмигранты третьей волны. В этих и других фирмах служили также такие авиаконструкторы и пилоты-испытатели, как К.Л. Захарченко, В.А. Клыков, Б.В. Корвин-Круковский (1898-1989), В.Ф. Заходякин, Т.В. Рыльский и другие. О славе русских авиаконструкторов в Америке красноречиво свидетельствует и тот факт, что при создании новых авиационных фирм финансировавшие их лица ставили условием, чтобы «половина инженеров там были русскими».

 После Второй мировой войны Общество русских инженеров США было переименовано в Общество русско-американских инженеров. Его председателем на рубеже 70-80-х годов был Я.Л. Михеев.

 Так, в области химии в США работали академик и царский генерал Владимир Николаевич Ипатьев (1867-1952), о котором нобелевский лауреат Вальштетер сказал, что «никогда за всю историю химии в ней не появлялся более великий человек, чем Ипатьев»; Георгий Богданович Кистяковский (1900-1982) – вице-президент Национальной академии наук США и консультант президента Эйзенхауэра по науке, Иван Иванович Остромысленский (1880-1939) и другие. В различных областях физики – «отец телевидения» Владимир Козьмич Зворыкин (1889-1982), специалист по теоретической и прикладной механике Степан Прокофьич Тимошенко (1878-1972), физик Сергей Александрович Корф (1906-1989), теоретик в области квантовой физики Георгий Антонович Гамов (1904-1968).

 Не менее значителен вклад русских ученых-иммигрантов в области общественных и гуманитарных наук. Можно назвать десятки имен этих людей, работавших в американских университетах и колледжах, научно-исследовательских институтах и музеях. Некоторые из них (как, например, М.М. Карпович, М.И. Ростовцев) по многу лет возглавляли кафедры славистики, русской истории и литературы в престижных университетах так называемой «Лиги плюща» (Ivy League). Создал факультет социологии в Гарвардском университете и долгое время руководил им бывший секретарь председателя Временного правительства в России Керенского – социалист-революционер Питирим Александрович Сорокин (1889-1968). В числе его студентов были будущие президент Джон Ф. Кеннеди, госсекретарь Дин Раск, консультанты президента У.Ростоу, А.Шлезингер-старший. Среди других российских социологов, которые работали в Соединенных Штатах, были Николай Сергеевич Тимашев, сын царского министра торговли и промышленности С. И. Тимашева.  А также русский правовед Евгений Васильевич Спекторский, некогда профессор Императорского Варшавского университета, декан юридического факультета и ректор Киевского университета.

 «Эйнштейном лингвистики» и легендарным эрудитом, читавшим свои лекции в зависимости от обстоятельств на русском, английском, французском или немецком языке, называли Романа Осиповича Якобсона (1896-1982), также работавшего в Гарвардском университете. Среди экономистов наиболее известен нобелевский лауреат Василий Васильевич Леонтьев (1905-1999).

 Конгресс русских американцев был основан в 1973 году. Пять лет спустя, чтобы почтить выдающийся вклад русских американцев в науку, литературу и искусство Соединенных Штатов, была также создана Российско-американская палата славы. Среди знаменитых были «отец телевидения» Владимир Зворыкин, писатель, филантроп и общественный деятель Александра Львовна Толстая, лауреат Нобелевской премии экономист В.В. Леонтьев, офтальмолог Э.Т. Федукович (1992), писатель, историк и географ Виктор Порфирьевич Петров (1907-2000) и др. ( «New Russian word», New York, 1995, May 5th)

 Понятно, что этот длинный список имен и заслуг не является исчерпывающим. На сегодня есть достаточно убедительных доказательств, что массовый исход в XX в. из Российской Империи и СССР, в ту же Америку, ученых, инженеров и других специалистов в разных отраслях культуры. нанёс весьма ощутимый, особенно в 20-х годах, ущерб интеллектуальному, научно-техническому и культурному потенциалу нашей страны. Вопиющими являются факты распродажи, награбленных в бывшей России сокровищ на различных модных аукционах Нью-Йорка, Лондона и Парижа.

 Научно-техническое и культурное творчество представителей русской иммиграции в США успешно адаптировалось американскими научными, культурными и другими сообществами, включая масонские. За «пшеницу» и «ножки Буша» американская олигархия имеет ни с чем несравнимую гуманитарную помощь из бывшей Российской Империи.

 По данным покойного профессора Леонида Александровича Шелепина (1930-2006), в общей сложности СССР-СНГ покинули 800 тыс. ученых, более половины их них оказались на Западе большинство в Америке, где в среднем университете работают сотни. а нередко около тысячи наших ученых. Они пишут, что зачастую даже говорят на работе по-русски, так как кругом полно русских. Известны фирмы, занимавшиеся все 90-е гг. рекрутированием наших лучших специалистов тысячами, и на этом они хорошо зарабатывали. «Если бы наша наука, была несостоятельной, этого потока и не было бы… это косвенное признание высокого уровня образовательной подготовки в лучших наших вузах», — тупо твердят упёртые коммунисты. Между тем проблемы не с наукой, а со страной, где была провозглашена невиданная доселе демократия, диктатура рабочего класса, почти построен коммунизм.

 Даже сейчас ежегодно по 5000 ученых со степенью покидают страну. Прибавьте к этому 15% ежегодного выпуска вузов. Только из советского Физический институт им. П. Н. Лебедева РАН уехало тысяча выпускников. Никакой «красный» или «белый» террор их не преследовал. Да и СССР вроде как бы «патриотов» воспитывали, а не хапуг. Странно.

 На Западе подготовка выпускника, эквивалентного по уровню Физтеха, скажем в Массачузетском технологическом университете, стоит около полутора миллионов «баксов». Обыкновенных бумажек, которые печатает ФРС США стоимостью пять центов за купюру в 100 долларов. Получается: только один первоклассный советский вуз подарил Западу, в основном США, полтора миллиарда долларов. Второй раз за ХХ столетие. Стоит задуматься над лозунгом конца 80-х: «Перестройка это продолжение дел, начатых Великим Октябрём!». А также задастся вопросом: почему Госдеп и Совет по Международным Отношениям, истинное «глубинное» правительство США, так поддерживает всё коммунистическое в мире.

 Вот и «умное» голосование политического авантюриста Алексея Навального, стажировавшегося в Йеле, сугубо прокоммунистическое. То есть впереди очередная «волна».

 Белогвардейцы шутили об этих волнах так: первые – резанные, вторая-недорезанные, третья-обрезанные. У американцев была другая шутка: не будь у русских Великой Октябрьской социалистической революции, вполне возможно, что у них не было бы авиастроения.

 Третья волна «евмиграции» подарила миру громкий термин «русская» Мафия. Что в ней «русского»? Не понятно. Евсей Агрон, Марат Балагула, Шабтай Калманович, Моня Эльсон, Семён Могилевич, Олег Асмаков. Союз криминалитета и коммунистов революционеры проповедовали начиная с Сергея Кравчинского (Степняка) роман «Андрей Кожухов» и Сергея Нечаева «Катехизис революционера».

В 1995 –ом году один из «новых русских» советских эмигрантов написал в книге «Русские в Америке. Книга судьбы»:

 

«Я – американский гражданин. Сегодня Америка получает гуманитарную помощь от России, которая не сравнима ни с чем. Я не оговорился: именно Америка получает ее с притоком русской эмиграции, влияние которой на американскую науку, технику и культуру чрезвычайно велико. В ней десятки тысяч представителей российской интеллигенции – ученых, врачей, инженеров… Америке они пригодятся, а Россия их потеряла. Безвозвратно». ( «Russians in America. Book of fates» Comp. V.Levin, Minsk, Smolensk, 1996, p. 190)

А вот что думает наш современник, кандидат технических наук, доктор исторических наук Вадим Михеев:

« Вообще, если говорить об упадке, то у нас есть в нашей русской истории, к сожалению, этап упадка. Ну, для меня, к сожалению, сейчас знаком, как, поскольку я Первой мировой войной очень много лет занимаюсь. Конечно, у нас громадный был упадок от 1917 примерно по 1925 год. Т.е. это революция и Гражданская война. Мы тогда потеряли, по сути дела, все, что с большим трудом, как бы это сказать, во времена правления Николая II набрали. В том числе, во времена – ну, я условно так говорю, я не являюсь монархистом, но чисто хронологически – во времена Николая II нам удалось с большим трудом создать собственную авиационную промышленность – достаточно комплексную, взаимозавязанную, где мы – ну, не только в области тяжелых самолетов – достигли мирового уровня, даже кое-где обогнали. Нельзя говорить обо всей промышленности, безусловно, что мы были на уровне – но в общем, мы от Европы не отставали. Отставали не сильно. Но мы все это, к сожалению, потеряли».

 

 В 2016 году, желая понравиться могущественному еврейскому лобби Президент Владимир Путин и Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху   подписали безпренцендентное соглашение о выплате из Госбюджета РФ пенсий 100 тысячам евреям (5,4 миллиарда рублей), тем, кто уехал из РСФСР и отказался от гражданства. После вступления договора в силу право на получение российских страховых пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца получат выехавшие из СССР в Израиль еще до 1992 года. Восстановление справедливости для еврейских репатриантов, родители которых штурмовали Российскую Империю в первых рядах большевизма, совпало с неутихающим скандалом вокруг советов премьер-министра Дмитрия Медведева, этнического еврея, нуждающимся, освобождённым от «бандеровцев» крымским пенсионерам – «денег нет, но вы держитесь». 

 Договор с Израилем – это не уникальное явление. Как пояснили корреспондентам различных изданий в пресс-службе Пенсионного фонда России (ПФР), в 2015 году действовало 16 международных договоров, которые регламентируют отношения России с 20 государствами. Выплаты по этим договорам получали 40,5 тыс. пенсионеров за рубежом (в 2014 году  – 35 тыс. пенсионеров), а расходы Пенсионного фонда России на эти пенсии увеличились по итогам года на 20,4% и составили 3,1 млрд руб. (в 2014 году – 2,6 млрд руб.).

 Всего же выплаты Пенсионного фонда России получают пенсионеры, проживающие в 121 стране мира. К концу 2015 года их число выросло до 288  тыс. человек, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 28,7 тыс. человек (11%).


 

 

 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

20 + пятнадцать =