ЧАСТЬ 2. СОЛНЦЕ ОТРАЖАТЕЛЬ БОГА: КАКИХ ЦВЕТОВ НАШЕ ЗНАМЯ?

ЧАСТЬ 2. СОЛНЦЕ ОТРАЖАТЕЛЬ БОГА: КАКИХ ЦВЕТОВ НАШЕ ЗНАМЯ?

 

 Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению фамильного Герба Дома Романовых и флагам, стоит вспомнить следующее.

Знамя Лейб-гвардии Казачьего полка Его Величества                                                                               Знамя Лейб-гвардии Казачьего полка Его Величества

 В 1462 г. Государь всея Руси Иван Васильевич III (он же Иван Великий) отказался от ханского ярлыка на Великое княжение. Его второй супругой стала Софья Палеолог, племянница последнего Императора Византии святого Константина 11-го Палеолога, стало быть, — бабушка Ивана IV Грозного. 

ИВАН ПАЛЕОЛОГ  Лучи солнца как зубья короны — Император Иоанн VIII, дядя Софьи (фреска Беноццо Гоццоли, капелла волхвов)

Герб династии Палеологов                                                                                                                                Герб династии Палеологов

 Фамильный Герб Дома Романовых был составлен Борисом Васильевичем (Бернгард Карл) Кёне, находившимся на службе при дворе Императора Всероссийского Александра II Освободителя.

 С момента прихода к власти (1613 год) династия Романовых пользовалась государственным гербом, то есть двуглавым орлом, как личным. Во второй половине XIX века императорская семья пожелала обзавестись собственным родовым гербом. Б. В. Кёне, взяв за основу романовское предание и рисунок на прапоре (хранившемся в Оружейной палате) боярина Н. И. Романова создаёт герб, который получил Высочайшее утверждение 8 декабря 1856 г. Б. В. Кёне заменил золотой цвет грифона с прапора на червлёный в серебряном поле в гербе.

«Герб Рода Романовых: в серебряном поле червленый гриф, держащий золотые меч и тарч, увенчанный малым орлом; на чёрной кайме восемь оторванных львиных голов; четыре золотые и четыре серебряные».(6)

Тарч, также торч — щит XVI—XVII веков, снабжённый наручем и клинком.

«Прапор середина тафта белая, вшит гриф тафта желтая, с мечом, в левой лапе держит клеймо, повыше клейма писан орлик чёрный, опушка вшита в червчатую тафту, тафта жёлтая. Откоски объярь черная, писаны главы львовы золотом и серебром, опушка тафта разных цветов». (7)

 11 июня 1858 года Государь Император Александр 2 й сообразно цветам герба Романовых утвердил Гербовый флаг Российской империи из трёх горизонтальных полос: чёрной, жёлтой (золотой) и белой. (8)

«Описание Высочайше утверждённого рисунка расположения гербовых цветов Империи на знамёнах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях. Расположение сих цветов горизонтальное, верхняя полоса чёрная, средняя жёлтая (или золотая), а нижняя белая (или серебряная). Первые полосы соответствуют чёрному государственному орлу в жёлтом поле, и кокарда из сих двух цветов была основана императором Павлом I, между тем как знамёна и другие украшения из сих цветов употреблялись уже во времена царствования императрицы Анны Иоанновны.

 Нижняя полоса белая или серебряная соответствует кокарде Петра Великого и императрицы Екатерины II; император же Александр I, после взятия Парижа в 1814 году, соединил правильную гербовую кокарду с древней Петра Великого, которая соответствует белому или серебряному всаднику (Св. Георгию) в московском гербе». (9)

 Имперский флаг, «имперка» использовался в качестве официального с 1858 по 1883 годы и не был отменён вообще до 1896 года.

 Позднее уже при Александре II наиболее известным толкованием стало немного другое[14]:

Чёрный цвет был взят с герба России, на котором был изображён чёрный двуглавый орёл.

Жёлтый (или золотой) цвет по одной версии был также взят с герба России (таковым было поле, в котором изображался двуглавый орёл), по другой версии — золотым был двуглавый орёл на штандарте Византии. Так или иначе, но золотой цвет и двуглавого орла изображали на знамёнах ещё при князе Иване III Васильевиче.

Белый (или серебряный) цвет был известен как цвет Георгия Победоносца, поражающего копьём дракона. Белый цвет символизировал вечность и чистоту у всех народов мира на всех флагах.

 Ввиду того, что тинктурами государственного герба Империи были чернь, золото и серебро, обозначение цвета средней полосы флага могло различаться в различных источниках — жёлтый или оранжевый[3][12].

 Поскольку в Указе от 11 июня 1858 года статус флага определён не был, разные авторы использовали разные названия для этого флага: «флаг романовских цветов»[17], «государственный флаг»[18], «национальный флаг»[19], «флаг гербовых цветов»[8], «гербовый флаг Российской империи»[4]. (10)

 И так впервые использование чёрного, жёлтого и белого цветов появляется при Императоре Петре I, на его штандарте в 1709 году. (11)

 Бернгард Карл родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, принявшего реформатское вероисповедание. В 1845 году он был назначен хранителем нумизматического отделения петербургского Эрмитажа, а впоследствии состоял там же советником по учёной части; с 1857 года был также начальником гербового отделения департамента герольдии.

 Желая как-то упорядочить герботворчество в Российской Империи, в 1857 году Кёне составил правила украшений гербов губерний, областей, градоначальств, городов и посадов. Они были Высочайше утверждены 7 мая, 4 и 16 июля того же 1857 года. В правила включены: классификация геральдических корон над щитами, украшения (венки) вокруг щитов, обвитые соответствующими лентами, и способ указания губернской принадлежности — в вольной части щита. Кёне — автор второго Большого герба Российской империи и герба Романовых[4][5]. (11)

 Обычно тайного советника фон Кёне пытаются выставить как злостного агента жидо-масоном, что-то выдумавшего нелепое для дискредитации Династии Романовых. Отмечу что его сын — Борис Борисович (1846—1903), гвардейский офицер, полковник (1889), участвовал в Русско-турецкой войне 1877—1878 гг. Внук — тоже Борис Борисович (1872—после 1931), выпускник Николаевского кавалерийского училища, дослужился до генерал-майора, воевал у белых, в эмиграции жил в Югославии и Болгарии.

 Поразительно, но собственный родовой герб Романовых был создан лишь при Александре II. К тому времени геральдика российского дворянства практически оформилась, и только правящая династия не обладала собственным гербом! Неуместным будет говорить, что династия не питала особого интереса к геральдике: еще при Алексее Михайловиче вышел «Царский титулярник» — рукопись, содержащая портреты русских монархов с гербами русских земель.

 Возможно, подобная верность двуглавому орлу обусловлена необходимостью для Романовых показать законную преемственность от Рюриковичей и, что самое важное, от византийских императоров.

 Как известно, начиная с Ивана III, о Руси начинают говорить как о преемнице Византии. Тем более что царь взял в жены Зою (Софью) Палеолог, внучку последнего византийского императора Константина. Они взяли символ византийского двуглавого орла в качестве своего фамильного герба.

 Впрочем, это лишь версия, так как на Руси двуглавый орёл уже использовался в геральдике. Самым курьёзным в этой теме выглядит именно византийский орёл больше похожий на какую-то сросшуюся курицу-близнеца из кунсткамеры. Типа Милли и Кристи МакКой по прозвищу «Двухголовый соловей». Пернатый сиамский дицефал.

 В Византии, предположительно, двуглавый орёл был введён Императором Исааком Комнином под влиянием преданий о хаге, распространённых в его родной Пафлагонии. Эти легенды изображают образ хаги как гигантского орла с двумя головами, который обладает такой силой, что мог унести в своих когтях целого быка.

 Скорее всего, двуглавый орел означает возможность усиления власти до абсолютных размеров. Есть версия, будто Византийский орёл как бы соединяет Европу и Азию.

 Доподлинно неизвестно, почему Романовы, правящая ветвь огромной империи, которая состояла в родстве со знатнейшими домами Европы, так упорно игнорировала геральдические порядки, складывающиеся веками. Но долгожданное появление собственного герба Романовых при Александре II только прибавило вопросов.

 Бернгард фон Кёне исполнял службу, а за основу взял прапор воеводы Никиты Ивановича Романова, двоюродного брата первого царя из рода Романовых, в свое время главного оппозиционера царя Алексея Михайловича и его фаворита, «дядьки», боярина Бориса Морозова. Глеб Морозов, был женат вторым браком на знаменитой проповеднице «старообрядчества», точнее новообрядчества, боярыни Морозовой, имевшей в родственниках Папу Римского.

 Само знамя Никиты Романова к тому времени было уже утрачено, однако его описание сохранилось. На нем был изображен золотой грифон на серебряном фоне с небольшим черным орлом с поднятыми крыльями и с львиными головами на хвосте. Возможно, Никита Романов позаимствовал его в Лифляндии во время Ливонской войны.

 Во-первых, бросается в глаза изменившийся цвет грифона. Историки геральдики полагают, что фон-Кене решил не идти против установленных в то время правил, которые запрещали помещать золотую фигуру на серебряном фоне, за исключением гербов таких высочайших особ, как Папа Римский.

 Таким образом, изменив цвет грифона он понизил статус родового герба. Или же сыграла роль «лифляндская версия», согласно которой Кене делал акцент на ливонское происхождения герба, поскольку в Лифляндии с XVI века было обратное сочетание гербовых цветов: серебряный грифон на красном фоне.

 В чистом виде чёрно-белый цвет флага это символ габсбургской монархии. Она же Габсбургская империя, Дунайская монархия или Австрийская монархия — неофициальное название конгломерата государств, находившихся под властью австрийской ветви династии Габсбургов. Обычно используется в отношении периода с 1526 года, когда австрийский эрцгерцог Фердинанд I занял престолы Чехии и Венгрии, до 1804 года, когда была образована Австрийская империя.

 Идея такая же – чёрный орёл в зените солнца. В 1883 году Император Александр III в цветах государственного флага России вернулся к другому бело-сине-красному подбору цветов своего далёкого прадеда Петра I, построившего город в честь Святого Князя-воина Александра Невского. Император Николай II с 1896 года в крыж бело-сине-красного «триколора» добавил свой имперский штандарт — черного двуглавого орла на желтом фоне – в знак единения Помазанника Бога и Его народа. Личный Имперский флаг Двуглавый орёл на желтом фоне продолжал развиваться над Зимним и Кремлёвским дворцами, когда там жили Божиею поспешествующею милостью Его Царские Величества.

 Больше всего памятников Петру I было установлено в царствование последнего Царя-батюшки, старавшегося во всём походить на Алексея Михайловича Тишайшего, отца царевича Петра Алексеевича.

 О символике герба Дома Романовых и поныне существует немало споров. Почему столь большое внимание уделяется львиным головам, а не фигуре орла, которая по исторической логике должна быть в центре композиции? Почему он с опущенными крыльями, и какова, в итоге, историческая подоплека романовского герба?

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1. «Розенкрейцеры: из молчания – свет» М., Изд-во «Ниола-Пресс» ; ООО «Издательский дом «Вече»», 2008 г., с.119)

2. Мэнли П. Холл « Энциклопедическое изложение Масонской, Герметической и Розенкрейцеровской символической философии» Новосибирск, Изд. ВО “Наука”, 1992 г.;

3. Данте Алигьери «Божественная комедия», «Чистилище», XXXII, 26;

4. «Розенкрейцеры: из молчания – свет», с.98;

5. См. Элиаде М. «Мефистофель и андрогин», глава «Замечания о религиозном символизме». // Мирча Элиаде, «Азиатская алхимия», М., ЯНУС-К, 1998 г.;

6. «ПСЗ. Т.32. 1857. № 31720» , ВикипедиЯ, Чёрно-жёлто-белый флаг;

7. «ПСЗ. Т.32. 1857. № 31720».,ВикипедиЯ, Чёрно-жёлто-белый флаг;

8. Е.В.Пчёлов. Создатель герба Российской империи (Барон Б.В. Кёне: штрихи к портрету) // Российский государственный герб: композиция, стилистика и семантика в историческом аспекте). Библиотека Русской Антропологической Школы, выпуск 1. М.:РГГУ, 2005. С. 80-86. Научно-просветительский журнал «Геральдика сегодня», 9 октября 2005 г.;

9. Полное собрание законов Российской империи, т. XXXIII, Штаты и табели, № 33289;

10. ВикипедиЯ, Чёрно-жёлто-белый флаг;

11. Белавенцев П. И. «Цвета русского государственного национального флага». // Возникновение сочетания чёрно-жёлто-белого и установление даты, когда оно стало цветами Государственного флага;

12. Слюнькова И. Н. «Проекты оформления коронационных торжеств в России XIX века» М.: БуксМарт, 2013 г., с. 30, 31, 34, 35, 38, 39, 40—43, 46, 48, 49, 54, 56—60, 62, 64, 66, 76, 83, 101;

 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

тринадцать − восемь =